"РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ" В ДЕЙСТВИИ
Совсем недавно античеловеческая политика и идеология, царившая во многих странах в первой половине прошлого века, казалась позорным пережитком. Увы, сегодня мы можем наблюдать возвращение видоизмененного современными реалиями апартеида.
Постмодернисткий тип мышления, характерный для современности, породил в провластном ковидном дискурсе такие понятия как “антипрививочники” и “ковид-диссиденты”, созданные для маркирования людей, критически относящихся к ситуации и задающих неудобные вопросы.
Так, “антипрививочники” и “ковид-диссиденты” вовсе не утверждают, что любая вакцинация — зло и коронавируса нет, а лишь скептически относятся к агрессивно навязываемым вакцинам, не прошедшим все этапы испытаний, и подвергают сомнению оправданность жестких ограничительных мер.
По прошествии нескольких месяцев с начала вакцинации против коронавируса у людей возникает больше вопросов относительно нее, поскольку объем накопившейся информации представляется имеющим все больше расхождений с заявлениями официальных лиц. Однако на эти вопросы отвечают мантрами, опровергающими либо абсурдные теории заговора, либо проводящие ликбез на тему вакцинации, про которые речи в вопросах и близко не шло. Все это способствует созданию враждебных настроений у той части населения, которая не привыкла вникать в суть подаваемой информации, а также у тех, кто имеет потребность возвыситься над другими, объявив их людьми "второго сорта" под удобным предлогом.
Новыми врагами общественности пропагандистские агенты признают “антипрививочников” и “ковид-диссидентов”, ведя с ними снисходительный диалог, местами переходящий на язык вражды. Таким образом сомневающуюся часть населения маргинализуют, чтобы ее мнение не имело веса при принятии общественно значимых решений.
Подмена понятий происходит и во всем, что связано с институтом науки. Люди, не занятые в сфере науки, не изучавшие истории и философии науки, часто путаются в уровнях, формах и особенностях научного познания, что приводит к ложным умозаключениям. Пропагандисты же умело пользуются недостаточной осведомленностью населения в этой сфере.
Сама по себе наука, бесспорно, необходима, однако основой научного познания является критическое мышление, в противоположность идеализации, так старательно приписываемой истинной науке. Важно понимать, что научные данные имеют вероятностный характер, особенно если речь не идет о технических и физико-математической отраслях. Иными словами, содержимое статьи в авторитетном научном журнале с гораздо большей вероятностью будет соответствовать действительности, нежели надпись на заборе, но вероятность эта никогда не равна единице.
Кроме того, необходимо разделять доказательство явления, существующего в физической реальности, и символ доказательства (текст, содержащий подтверждение факта, не равен самому его существованию). К примеру, сертификат вакцинации является доказательство ее прохождения, однако сам факт иногда может и отсутствовать. Аналогично и с научными статьями: нечаянные ошибки или сознательный подлог вполне возможны, и об этом известно всему научному сообществу.
Нельзя забывать и о том, что научные изыскания производятся в рамках актуальной научной картины мира, не являющейся статичной. Трудно поверить, но еще в XIX-XX веках профессоры и академики престижных заведений всерьез обосновывали неполноценность семитских наций, утверждали, что учеба в колледже является причиной женского бесплодия и объясняли выпадение зубов проживанием вблизи железной дороги. Добавив сюда грантовую систему, создающую мотивацию для фальсификации, и аффилированность с капиталом, можно четко увидеть вероятностный характер научных изысканий.
Сложившаяся ситуация опасна тем, что пользуясь недостаточной осведомленностью одних и амбициями других, людей разобщают, натравливая друг на друга. Реализуя принцип «разделяй и властвуй», очень удобно устанавливать новые социальные нормы и протаскивать новые законы, которые будут работать вовсе не в интересах рядовых граждан.
Елена Кладинова